Понедельник
13.05.2024, 22:07
Creatormaster.ru
Приветствую Вас Приблуда | RSS
Главная Дневник Регистрация Вход
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Какой у вас интернет
Всего ответов: 121

Главная » 2009 » Июль » 8 » О средневековом интернете и будущем онлайн-игр
О средневековом интернете и будущем онлайн-игр
23:23
Заглянув в любой учебник истории, можно обнаружить там толпу странных персонажей, выполняющих сугубо «ритуальные» функции – но при этом обладающих колоссальной властью. Иными словами, в древности вполне реальное могущество могло основываться на виртуальной системе богословских абстракций. Однако, присмотревшись к персонажам внимательнее, можно обнаружить, что они вовсе не являлись чисто церемониальными фигурами. Точнее, они ими являлись – но «церемонии» были тогда важнейшим компонентом народного хозяйства.

Итак, по мере торможения технологического роста развивается весьма любопытный процесс. Суть его сводится к формуле: «если линейное наращивание ресурсов невозможно, остается лишь наращивать качество управления ими». Как следствие, общество становится…. информационным. Так, классический пример «продвинутого» социума даёт средневековая Европа. Именно там роль нематериальных потоков информации (о загробном мире etc.) была максимальной: сакрализованное слово сдвигало социальные горы, меняло направление людских и финансовых потоков, преображало страны.

При том, на производство и обслуживание этих информационных потоков тратилась чудовищная доля тогдашнего невеликого ВВП. Тысячи церквей и монастырей и сейчас высятся немыми свидетелями колоссальных инвестиций в этот сектор; число занятых в нём явно превышало число занятых в квалифицированном ремесле – ничего не напоминает?

На первый взгляд, ситуация выглядит странно: весьма бедный социум тратит громадную часть ресурсов на производство никому не нужной информации вроде богословских трактатов. Однако в действительности потоки этой «бесполезной» информации выполняли функцию тонкой настройки социальной системы. Для начала рассмотрим роль «мягкой силы» на наиболее «грубом» и утилитарном примере. На первый взгляд монах, переписывающий житие святого, занимается деятельностью, донельзя далёкой от реальной жизни. Между тем, он управляет финансовыми потоками. Популярность святого означает рост числа паломников к местам его славы; рост числа паломников, в свою очередь, означает а) прямой приток денег в область Х б) развитие инфраструктуры в лице дорог и постоялых дворов. В свою очередь, инфраструктура и спрос привлекают торговцев и рядом со святыми местами неизменно образуется ярмарка. Соответственно, местные производители получают возможности сбыта по более высоким ценам - и расширяют производство.

Результат был таков. В средневековом христианском мире существовало два основных паломнических маршрута: в Иерусалим из Западной Европы через порты Прованса и Италии, и в Сантьяго-де-Компостелла — к месту предполагаемого погребения апостола Иакова — через Лангедок, Бискайю и Астурию. Маршруты совпадали с основными торговыми коммуникациями эпохи. Разумеется, здесь речь идёт о ВЗАИМОвлиянии торговца и паломника – но всё равно внушает.

Почему паломники так стремились к указанным им местам? Во-первых, зачастую их мнение никто не спрашивал: послушание могла наложить и церковь — на раскаявшегося еретика, например. Во-вторых, они основывались на опыте, полученном поколениями их предков. Последний гласил, что религиозный энтузиазм в долгосрочной перспективе оборачивается ростом качества жизни, а религиозный индифферентизм даёт результат противоположного свойства.

Это наиболее грубый механизм. Более «тонкие» импульсы действуют менее очевидным образом – но ещё более эффективно.

До Адама


Внимание, цитата. Адам Смит «О причинах богатства народов»

«Он («экономический человек») скорее достигнет цели, если обратится к их (сограждан) эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них. Всякий предлагающий другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно, - таков смысл всякого подобного предложения. Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах». Иными словами, «невидимая рука рынка» независимо от воли эгоистического индивида направляет его деятельность ко всеобщей выгоде и совместному процветанию. Более того, «эгоистическое» поведение индивида и является кратчайшим путём к коллективному счастью.

Обычно предполагается, что Смит с его «невидимой рукой» открыл искони существовавшую ситуацию; на самом деле это не так. До тех пор, пока технологическая кривая не полезла вверх вместе с темпами роста экономики, никакой «гармонии» не существовало – и существовать не могло.

Итак, допустим, что экономика по каким-то причинам в принципе не может расти. Очевидно, что в этом случае и размер спроса на результаты любого труда, и общее количество материальных благ будут неизменными. Соответственно, если кто-то начинает работать вдвое больше, кто-то другой остаётся без работы вообще; если кто-то начинает накапливать ценности, кто-то становиться нищим. В итоге возникает странная ситуация: чтобы обеспечить стабильность экономики и, в конечном итоге, собственное выживание, «хозяйствующие субъекты должны систематически действовать поперёк собственных интересов.

Понятно, что это противоречие может быть разрешено только созданием «виртуальной реальности», взаимодействие с которой может сделать «аномальное» поведение выгодным. Как следствие, средневековый человек погружается в мир, населённый миллионами странных существ – ангелами, демонами, призраками etc. При этом очень часто он их видит «вживую» - массовые галлюцинации в средневековой Европе были делом самым обычным. Человека окружают символы и знаки, изображения виртуального мира и рассказы о нём. Таким образом, «человек средневековый» живёт в своего рода расширенной реальности (Augmented Reality - AR). Сейчас AR - это технология, основанная на наложении сгенерированных компьютером изображений на изображение реального мира. В старые добрые времена обходились без компа.

Значимость социальных AR-технологий была колоссальна. Например, степень противопоставления земного и загробного преуспеяния играла в средневековой экономике ту же роль, что и ставка рефинансирования в «нашей». Если диссонанс между статусом «там» и «тут» велик, население вынуждено выбирать между инвестициями и спасением души – «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в царствие небесное» - и зачастую выбирает спасение. Инвестиции падают. Если спасение можно совмещать с деловой активностью – инвестиции растут.

Далее, как было замечено выше, в экономике нулевого роста очень важно блокировать избыточное накопление и концентрацию активов в одних руках. AR-среда позволяет легко сделать это, переключив ресурсы «стяжателей» на скупку виртуальных активов, которые можно производить «из воздуха» в любых количествах – например, реликвий и индульгенций. Наконец, «избыточный» труд, провоцирующий чужую безработицу, запросто стерилизуется за счёт «убийства» рабочего времени в ходе ритуалов и церемоний – т.е. того же взаимодействия AR- средой.

Иными словами, AR-среда позволяет очень эффективно оптимизировать экономику нулевого роста. Однако для того, чтобы погрузить в «расширенную реальность» ВСЁ население, требуются немалые усилия. Как следствие, возникают гигантские сетевые структуры, доходящие до каждой деревни и накрывающие целые континенты поверх государственных границ – см. например, «католическая церковь».

Роль этих сетей огромна. Соответственно, в средневековье влияние «провайдеров» и «модераторов» возрастает до последней крайности, а владыки «оффлайна» часто оказываются на вторых ролях. Так, одно время вассалами папы признала себя добрая половина королей Европы.


Подозрительно знакомая история


Какое отношение всё это имеет к нашей суровой действительности? ИМХО, самое прямое. Оглядевшись по сторонам, несложно заметить, что нынешняя сеть всё сильнее походит на средневековый «Интернет». Блоги иной раз заменяют исповедальню. Сугубо виртуальными артефактами в онлайновых играх торгуют столь же лихо, как в своё время индульгенциями. Самая популярная интернет-энциклопедия сочиняется бесплатно – то есть даром. Флэш-мобы – то есть коллективное совершение бессмысленных и зачастую трудоёмких действий тоже что-то сильно напоминают.

Ещё полгода назад тезис о неуклонном торможении прогресса в течение последних 100 лет, мягко говоря, не являлся общепринятым. Сейчас он становится общим местом – хотя ни масштабы падения, ни его необратимость до сих пор э… не вполне осознаны. Между тем… Угадайте с трёх раз, когда роль ноу-хау была максимальной, а охрана интеллектуальной собственности самой зверской? Правильно, в Средние века. Именно в этот период за разглашение цеховых секретов убивали, калечили и многообразно пытали; столь усиленная охрана ИС была естественным следствием крайнего дефицита инноваций. Иными словами, роль мелких нововведений становится огромной, а их оголтелая охрана – целесообразной только в одном случае: если крупных нововведений нет и не предвидится. Таким образом, реальные темпы прогресса – то есть темпы прироста знаний по отношению к их уже накопленному объёму – рухнули очень капитально.

При этом они рухнули практически необратимо – по крайней мере, в масштабе человеческой жизни. Уже по крайней мере дважды в течение своей истории человечество переживало очень эффектные скачки, когда в течение 300-400 лёт мир менялся весьма радикально. Затем они сменялись рецессией, а затем и стагнацией. «Наш» цикл прошёл пик своего роста между двумя промышленными революциями – и изменить тут ничего нельзя. Мы, безусловно, ещё увидим пару эффектных инновационных всплесков – но общая тенденция к торможению НТП сохранится на необозримую перспективу. Подробности см. здесь: Тимбилдинг и оверкилл.

Некоторые перспективы

Иными словами, в ближайшие лет 600 мы будем возвращаться в средневековье – пока не возвратимся в него совсем. Замков не обещаю – речь идёт о вполне развитой цивилизации, но с нулевым экономическим ростом. Соответственно, по мере НТП-торможения человек будет снова погружаться в AR-среду – но на этот раз техногенную. Виртуальные персонажи будут сосуществовать с ним в режиме нон-стоп – в известном смысле, реальность сольётся с онлайн-игрой. Естественно, объём рынка виртуальных активов и «виртуальное потребление» окажутся сопоставимыми с реалом.

При этом параметры и содержимое AR- среды будут задаваться «сверху» - ибо среда станет важнейшей частью экономики, и самотёк окажется неуместен. Сеть, безусловно, возьмут под контроль – но, в конце-концов, её хозяевами станут центры власти, сформировавшиеся… в самой Сети. Иными словами, возникнет «электронная католическая церковь», а модераторы разделят власть с правителями оффлайна (ужас!!!). Разумеется, участие во флэш-мобах и ведение блогов станет обязанностью – или, по крайней мере, священным долгом каждого приличного человека. Наконец, отлу… отключение от сети станет чудовищным по жестокости наказанием – практически, смертной казнью.

Хотя почему «станет»?
Просмотров: 386 | Добавил: f1m | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Календарь
«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Друзья сайта
    VeryFineSoft

    lwgame

    Myminysity

    soft inside

    google translate

    igromania

    Techsoft.do.am

    Game and Soft

    filmszone.net



        Статистика

        Онлайн всего: 3
        Гостей: 3
        Пользователей: 0


        Copyright MyCorp © 2024
        Сайт управляется системой uCoz