Fallout 3 вышел. Ничем не примечательная фраза, за вычетом ровно одного
нюанса: речь идет о продолжении ТОЙ самой серии. Именно ТОЙ самой, и,
наверное, ни один из преданных фанатов Fallout не решится написать это
слово строчными буквами. Fallout можно рассматривать с десятков
позиций: как культурный феномен и как исследовательскую работу на тему
"Постядерное завтра". Ее можно воспринимать как ироничную комедию с
тонким юмором. Это хрупкий мир из ретро-классики, декораций будущего,
джаз-эмбиента и культовой силовой брони как символа несокрушимой мощи.
В день официального анонса на сайте Bethesda Softworks разразилась
массовая истерия, тысячи людей со всего мира требовали хотя бы один
кадр из третьей части и чуть ли не угрожали разработчикам. И сразу же
после этого Fallout 3 начали сравнивать с первоисточником, искать любые
отступки, прилюдно осуждать за отсутствие изометрии. То же самое
продолжается и сейчас, кучка ортодоксальных фанатов до сих пор находит
несуществующие недостатки, главное - не обращать на подобные бредни
внимания. Bethesda Softworks ни в коем случае не сделала новый
идеальный Fallout, да и при всем желании вряд ли смогла бы, но вместо
этого она создала Fallout XXI века. Та самая постядерная пустошь для
тех, кто не готов мириться с технологиями и правилами века прошлого -
таков новый Fallout. И это лучшее, чем он только мог стать.
Окружение
Главная, как ни странно, беда Fallout 3 - о ней слишком многое было известно заранее.
Многозначительных кадров, длинных видеороликов, исчерпывающих
комментариев самих разработчиков из Bethesda было столько, что начало
самой игры не знали разве что те, кто Fallout 3 не собирался покупать в
принципе. Каждая деталь, от визуального стиля до интерфейса родного
"Пип-боя 3000", уже хорошо известна, словно в их окружении ты провел не
пару дней, а уже несколько месяцев. И когда герой делает первые шаги из
Убежища 101 навстречу постядерному солнцу, заранее знаешь, что именно
ждет на близлежащих окрестностях. Благо эти окрестности скоро окажутся
позади, а вместо них откроются впечатляющие просторы пустоши.
Все эти слова очень походят на пафосные слоганы, которые принято
печатать на задней стороне коробочки с диском, но размах действительно
впечатляет. Лишь в первые мгновения карта может показаться маленькой,
но достаточно открыть пару ближайших поселений, как масштаб
окончательно прояснится. Надо сказать, это очень необычное ощущение: на
экране ровным счетом ничего не происходит, перед глазами только карта
пустоши, и в этот момент ты неожиданно понимаешь, сколько
разваливающихся деревень, построенных из подручного хлама городов,
странных общин, церквей с непонятными религиями и просто километров
неисхоженных дорог еще ждет впереди. Куда идти в следующий момент и не
свернуть ли с дороги на малоприметную развилку - как и в первых частях,
ответ на эти вопросы даете только вы. При желании, сюжетную линию можно
оставить напоследок или вовсе пропустить мимо себя. В таком случае вы
так и не узнаете, отчего же отец героя, в здравом уме и твердой,
кажется, памяти, предпочел безопасному Убежищу 101 кишащую мутантами,
рейдерами и прочим отребьем пустошь. А можно, наоборот, со всем
энтузиазмом ринуться на поиски папаши, рискуя тем самым загубить все
впечатление от игры.
Те десять, от силы пятнадцать часов, за которые перед вами промелькнет
сюжет, не покажут вам и половины всей пустоши, оставив за бортом самые
выдающиеся достопримечательности Вашингтона и окрестностей. В качестве
иллюстрации к атомной войне теперь выступает западное побережье США, а
не Калифорния. Слова "западное побережье" не значат, что все
ограничится столицей и парой районов по соседству. Где-то на карте
можно отыскать заброшенный завод по производству роботов, некое подобие
военной базы и даже уцелевший, настоящий зеленый лес. Конечно, легко
заметить, как в полуразрушенных городах мелькают однотипные здания и
постройки, но не отдать должное дизайнерам Bethesda никак нельзя. Мир
вокруг выглядит убедительным, по крайней мере, он соотносится с
представлениями о том, как бы выглядела Земля после ядерной войны. Что
немаловажно: Земля из Fallout в своем развитии остановилась в 50-х
годах прошлого столетия, добавив к соответствующей эстетике передовые
технологии. Отсюда все вытекающие: спокойная музыка, угловатые торговые
автоматы и машины, здорово напоминающие "древние" большие "Кадиллаки".
Герой из 101
Местами Fallout 3 очень напоминает предыдущую игру Bethesda - "ролевик"
The Elder Scrolls 4: Oblivion, и в особенности - в создании героя.
Жизненный путь здесь начинается прямо с рождения, когда нужно выбрать
свое имя и пол. Дальше жизнь мчится со скоростью света, останавливаясь
лишь на самых важных событиях: вот отец подарил книгу и нужно
распределить очки между характеристиками, а вот десятый день рождения -
и собственный "Пип-бой 3000" вместо праздничного торта. Наконец, тест
"К.О.З.А" на профпригодность, по итогам которого уточняется уровень
каждого из навыков. Почти один в один ролевая механика бережно
перенесена из предыдущих частей, лишний раз доказывая - даже сейчас,
больше десяти лет спустя, для ролевых игр не придумали ничего лучше.
Развитие героя понятно и логично: после каждого уровня разрешается
поднять свои навыки и изучить новую способность. Создать в итоге можно
кого угодно - громилу, дерущегося врукопашную, вора-карманника, обычно
стреляющего в спину, закованного в броню бойца с огнеметом наперевес
или специалиста-многостаночника, понемногу умеющего все. В случае,
когда срочно нужно увеличить одну из характеристик или навыков, на
помощь приходят ментаты. Таблетки поднимают силу или харизму, но обычно
имеют и побочные действия. Главное - не переборщить со стимуляторами,
иначе герой превратится в настоящего наркомана, и без дозы "Винта",
например, у него начнется самая настоящая ломка. Доктора, впрочем,
легко найти в ближайшем городе, и за определенное вознаграждение он
избавит от пагубной привычки.
Со способностями дела обстоят еще интереснее. Они не просто прибавляют
некие абстрактные возможности, а часто открывают новые пути.
Способность с замечательным названием "Женоубийца", например, добавляет
для героя-мужчины уникальные варианты ответа при разговоре с женщинами.
Охмурив очередную красотку, можно выведать пароль от компьютера или
заполучить ключ от нужной комнаты. Для прекрасного пола имеется
противоположная "Черная вдова". Но и без них в Fallout 3 хватает
свободы для действий. Убедить благодаря красноречию, украсть, забрать
силой - каждая ситуация решается как минимум этими тремя способами,
нужно лишь сделать свой выбор.
А выбор в Fallout 3 приходится делать чуть ли не на каждом шагу. При
желании под него можно подвести взгляды и жизненную позицию самого
игрока, а можно и не делать никаких глубокомысленных выводов и просто
искать для себя выгоду. Возможно, по-дружески с гулем вы поговорили
лишь потому, что он согласился дешевле продавать свои товары, но вдруг
вам действительно небезразлична судьба покалеченного радиацией бедняги?
Или наоборот, вам отвратительны подобные создания, и вы сразу же
послали урода куда подальше, а вдобавок вырезали весь подземный город
гулей. За бескорыстную помощь часто начисляют дополнительную карму, но
бесчестные поступки приносят неплохие барыши. Игра в этом смысле вас
никак не ограничивает, здесь нет "черного" и "белого", жизнь в пустоши
- это всегда оттенки серого. Сегодня герой дал нищему напиться воды, а
завтра расстрелял охрану и ограбил караван. Fallout 3 охотно принимает
любые ваши решения, даже если вы промышляете тем, что сдаете отрезанные
уши последних защитников этого мира в ближайший ломбард.
Цена секунды
С переходом в третье измерение и к виду от первого лица Fallout 3 в
определенные моменты смахивает уже не столько на RPG, сколько на
динамичный шутер. О том, кто есть кто, напоминает специальная кнопка,
включающая режим Vault-Tec Assisted Targeting System. Без него на
врагов приходится тратить в несколько раз больше патронов, а с V.A.T.S.
экономия на лицо, и сама расправа реализована зрелищно. Время
замедляется, и можно неспеша определить, куда именно стрелять.
Естественно, шанс на попадание и урон зависят от умения обращаться с
конкретным оружием, как и количество выстрелов прямо пропорционально
доступным очкам действия.
Стоит только выпасть критическому удару или выучить замечательную
способность "Кровавая баня", как каждое сражение будет с лихвой
оправдывать рейтинг "от 18 и старше". Камера выбирает самые зрелищные
ракурсы и почти что цитирует культовые боевики, включая "Матрицу".
Время замедляется, виртуальный оператор мчится вслед за пулей и крупным
планом демонстрирует, как оторванная голова супермутанта летит в
направлении ближайшей стены. Или вот очередного рейдера буквально
разорвало на куски, при этом игра не замедлит показать сцену во всех
деталях и мельчайших подробностях.
Спорное, казалось бы, решение добавить в "ролевик" подобные вставки,
больше подходящие для шутера, неожиданно работает. Как работает и сама
V.A.T.S.: схватка с пятью, а то и десятью врагами заряжена таким
драйвом, который не снился иным боевикам. Вы прячетесь за ближайшей
стеной, спешно глотаете стимуляторы, восстанавливаете очки действия и в
следующий момент выстрелом из гранатомета превращаете в кровавое месиво
трех противников разом, а затем заживо сжигаете двух других. И не
забывайте, мы все еще говорим про RPG.
Fallout 3 часто выходит за привычные жанровые рамки, успешно
прикидываясь почти философской притчей, причем повороты настолько
крутые, что мигом врезаются в память. Так, вы окажетесь в уютном и
тихом городке Транквилити… Мы бы очень хотели рассказать о нем
подробнее, но боимся испортить вам редкое удовольствие, так что
ограничимся намеком - прим. ред. Яркие эпизоды наполняют Fallout 3 и,
как нитки, сплетаются в единый узор под названием "пустошь". Города,
маленькие деревни, заброшенные фабрики, захваченные мутировавшими
животными станции метро и подземные столицы всеми отвергнутых существ -
каждое из этих мест таит какой-нибудь сюрприз, а его обитатели
предлагают вам ввязаться в новое приключение. В первые же полчаса вы
можете активировать заряд, взорвать Мегатонну, выстроенную вокруг
атомной бомбы, и наблюдать за этим с балкона шикарных апартаментов
Тенпенни-тауэр. Погоня за беглым андроидом неожиданно обернется
философскими вопросами, имеют ли роботы право на личность и свободу. И
каждый раз вам придется решать: уничтожить работорговцев или, наоборот,
выдать им лагерь беглых рабов за вознаграждение; подсунуть охочему до
антиквара старику настоящую конституцию или всучить подделку. В мир
Fallout 3 хочется верить, его хочется изучить до конца, исходить каждый
метр, узнать все секреты, выпытать подноготную каждого встречного
персонажа. Здесь хочется поселиться, пусть даже виртуально и всего на
неделю.
Fallout… Fallout никогда не меняется
При должном желании, к Fallout 3 можно предъявить немаленький список
претензий. В игре странный ремонт вещей, нет их описания, она, бывает,
неожиданно зависает и отказывается запускаться по непонятным причинам.
Если противник вдруг оказался за углом, и вы включили V.A.T.S., то
герой так и будет самозабвенно палить в стенку, и столь же странно он
способен промазать в рейдера, стоящего на расстоянии вытянутой руки. Но
зацикливаться не мелочах совсем не хочется. Ради Fallout 3 не жалко
потратить даже пару часов, чтобы отыскать решение для технической
проблемы, а ко всему остальному просто привыкаешь. Секрет банален
донельзя - в эту RPG просто очень интересно играть.
Ну и, конечно, на месте все те вещи, которые из Fallout
невозможно вытравить в принципе - крышки от "Ядер-колы" в качестве
валюты, роботы с человеческим мозгом, вызывающая трепет силовая броня и
уморительные иллюстрации к каждой из способностей. Все вместе это
создает какую-то особую, присущую только Fallout атмосферу. И Bethesda
Softworks ни в коем случае ее не убила, а лишь перенесла в новый век с
его новыми реалиями.
Наша оценка: 9,5/10
Fallout
3 функционирует на движке Oblivion двухлетней давности, и невероятной
графики от него ждать не стоит. Игра берет другим - дизайном, вниманием
к деталям, атмосферой постядерного мира. |
Звучит
Fallout 3 просто отлично: все "пушки", как им и положено, максимально
походят на свои реальные прототипы, а диалоги озвучены. |
В
случае с Fallout 3 нужна не столько оригинальность, сколько бережное
отношение к идеям предыдущих частей и их перенос в новые реалии. С этим
Bethesda Softworks безусловно справилась. Да и V.A.T.S. оказалась
первоклассной находкой. |
Небольшие трудности могут возникнуть лишь с инвентарем, но стоит немного привыкнуть, и найти нужную вещь не составит труда.
|
В
Fallout 3 вряд ли можно играть иначе, чем полностью погрузившись в ее
мир. Пустошь с отвратительными, удивительными и просто странными
обитателями не отпускает до последнего, и это - самое важное. |
Пустошь
можно исследовать десятки раз, выискивая все секреты и тайны этого
места, пробуя все новые и новые варианты развития своего героя. |
Не предусмотрен. |
Fallout
3 - пока главная игра 2008 года, ни больше, ни меньше. Пропустить ее -
значит, украсть у самого себя много незабываемых дней и ночей. |
|